Что такое IQ — коэффициент интеллекта?
Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу. Рост в обоих направлениях останавливается в различном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Например, кто-то может достигнуть роста в 1,6 м в шестнадцатилетнем возрасте и больше не расти. Но брат этого же человека может расти, пока его рост не составит 1,8 м к девятнадцатилетнему возрасту. Умственное развитие многих людей останавливается примерно в юношеском возрасте.
Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развитием. Некоторые из них окажутся умными, способными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном развитии может считаться разницей в умственном возрасте.
Рост человека мы можем измерить, а как измерить умственное развитие? Для этой цели разработана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми различных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой стороны, могут быть и дети, которые затрудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилетний ребенок способен выполнить тест для шестилетнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное развитие. Если же двенадцатилетний неспособен сделать задание из теста для шестилеток, то он отстает в развитии.
Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст умственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пятилетнем возрасте умственное развитие соответствует шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, которые превышают 110, будут превосходными.
Человек, умственное развитие которого останавливается до того, как оно достигло обычного для людей уровня, называется умственно отсталым. Умственную отсталость, или слабоумие, нельзя рассматривать как какую-то определенную болезнь. Это скорее лишь признак, или как выражаются медики, симптом болезни или того, что в организме не все в порядке. Слабоумие может иметь разные причины, и не все из них достаточно изучены. Но это явление должно дать о себе знать до семнадцатилетнего возраста, когда умственное развитие человека в основном заканчивается.
Хотя по этому вопросу у экспертов нет единого мнения, но большинство считает, что умственные способности человека можно измерить с помощью специальных тестов. Результаты этого тестирования умственного развития выражаются в так называемом показателе умственного развития, или коэффициенте одаренности, который у нормально развитого среднего человека считается равным 100. Человек, показатель умственного развития которого ниже 70 и который не способен самостоятельно справляться с проблемами повседневной жизни, считается слабоумным.
Бывают четыре степени умственной отсталости: незначительная, умеренная, значительная и глубокая. Показатель умственного развития у значительно и глубоко отсталых опускается ниже отметки 35. Их умственные возможности не выше тех, что бывают у нормальных пятилетних детей. Они не могут обслуживать самих себя и не способны защититься от опасности. Кто-то должен постоянно присматривать за ними.
При умеренной и незначительной отсталости возникает меньше проблем. Они могут научиться выполнять простые задания, работая в специальных мастерских. У них бывают сложности с чтением, письмом и арифметикой, но большинство предметов начальной школы они способны освоить. Отставание в умственном развитии может быть вызвано разными причинами, среди которых можно назвать болезни психики и тела, и даже тяжелые условия, в которых ребенок живет. Учеными установлено около двухсот факторов, способствующих развитию слабоумия. Среди них родовые травмы, опухоли в мозгу, болезни крови, инфекционные заболевания, вызываемые некоторыми вирусами, а также различные типы врожденного слабоумия.
Читайте в рубрике «Организм человека»: |