Концепция Инь-Ян
Согласно учению даосизма, Вселенная представляет собой единое целое, в котором все явления неразрывно связаны между собой. Символом вселенной служит круг, разделенный волнообразной линией на две половины, которыми представлены две великие творческие силы, инь и ян - противоположные друг другу, но взаимосвязанные и находящиеся в постоянном взаимодействии. Инь — женское начало, пассивное, сжимающее, холодное, темное и мягкое; и ян - мужское, активное, расширяющее, горячее и светлое. Все объекты материального мира, от природных явлений (растений, погодных условий и так далее) до физического тела и его составляющих (не исключая даже человеческие мысли и чувства), можно описать в категориях двух этих начал.
Инь и ян зависят друг от друга и находятся в состоянии непрерывных перемен. К примеру, день (ян) сменяется ночью (ннь), а ночь - новым днем (ян). Таким образом, инь и ян представляют собой взаимодополняющие противоположности, чьи перемены и взаимопревращения обеспечивают единство целого (в нашем примере - суточного цикла).
Любое явление или предмет можно подразделять различными способами на иньскнн и янскнй аспекты. Так, внешнюю оболочку человеческого тела можно рассматривать как янскнй аспект, а внутренности - как иньский. Но можно прибегнуть и к другому принципу разделения, например на переднюю (нньскую) и заднюю (янскую) стороны или на верхнюю (янскую) а нижнюю (иньскую) част тела. Схожим образом каждый из внутренних органов в соответствии с его свойствами и. функциями можно охарактеризовав как иньский и яньский. И рамках этой теории описывается не только строение тела, но и течение болезни и методы ее излечения.
Претерпевая постоянные перемены, инь и ян плавно перетекают друг в друга: переизбыток одного начала порождает другое. Например, соль считается янским продуктом, так как она способствует удержанию влага в организме. Но чрезмерное потребление соли оказывает вредное воздействие на ткани тела и сердечную функцию и в конце концов приводит тело в ослабленное - иньское — состояние. Сахар, напротив, считается иньским продуктом по причине присушен ему сладости и высокой растворимости. Однако чрезмерное потребление сахара нарушает баланс крови м вызывает повышенную активность и агрессию, то есть янское состояние.
В Древнем Китае человеческое тело нередко мыслилось как малое подобие Вселенное. На некоторых лаосских картинах тело изображается в виде пейзажа, покрытого холмами и долинами, озерами и горками обозначениями различных частей тела и жизненно важных органов, подразделяющихся на ииьские и яньские по своим свойствам и функциям. Всей этой «страной» (человеческим телом) правит «государь» (сердце), которому помогают многочисленные «советники» (другие внутренние органы) и который «общается со своими подданными» посредством системы каналов (кровеносных сосудов, нервных путей и меридианов. Как в любой другой системе, силы инь и ян в теле должны гармонично сотрудничать друг с другом, чтобы организм находился в равновесии и сохранял крепкое здоровье.
Всю Вселенную пронизывает и одушевляет жизненная энергия ци. Она присутствует и каждом живом существе и лаже в неорганических веществах. Свойства ее изменяются в зависимости от соотношения инь и ян. В теле человека превращения и потоки ци влияют на все этапы роста в развития - от зачатия (когда ци сгущается, накапливается и начинает формировать тело) и рождения и до самой смерти (когда ци рассеивается). Понятие ци - одно из важнейших во всей китайской культуре, языке и медицине.
В трактате «Хуанди Нэйцзин» сказано: «Энергия Неба — есть начало жизни. Эта энергия есть не что иное, как инь и ян, которые порождают все вещества и вещи». Любое единое целое (явление, существо, состояние и т. д.) состоит из двух противоположных начал — инь и ян, соперничающих и дополняющих друг друга.
Так, к инь относят темные, холодные, слабые стороны чего бы то ни было (ночь, зима и т. п.), а ян заключает в себе противоположные характеристики (лето, день и т. п.). Инь — черный, короткий, тонкий, слезы, женщина, земля, луна, слабый, тяжелый; ян—белый, длинный, толстый, смех, мужчина, небо, солнце, сильный, легкий. При этом ни инь, ни ян не могут существовать изолированно друг от друга.
Действие начал инь-ян заключается в следующем:
- они стремятся подавить друг друга;
- оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться из одного в другое: «виньесть ян, в ян есть инь);
- борьба и взаимопревращение инь и ян создают источник развития и преобразования всех вещей;
- нарушение гармонии между инь и ян ведет к нарушению всякого движения, развития.
Теперь рассмотрим эти положения подробнее. Инь и ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот. В книге «Сувэнь» написано, что инь борется внутри, а ян вызывает волнение снаружи, так как инь ведает внутренней средой, а ян — внешними проявлениями . Когда инь и ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения; при этом инь и ян «сменяют друг друга». Постоянная борьба инь-ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей.
Как полярные противоположности, инь и ян зависят друг от друга: янозначаетверх, инь—низ (без верха не может быть низа, и наоборот): левая сторона тела соответствует ян, правая — инь(без правой стороны нет левой, и наоборот); жара соответствует ян» холод—; инь (без жары нет холода, и наоборот); переполнение, избыточная функция соответствуют ян, опорожнение, слабость функции — инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот). Эта взаимозависимость инь и ян обозначается в китайском языке «взаимным корнем». Инь и ян служат друг для друга производным началом, то есть вызывают друг друга: инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в ян, и наоборот.
В человеческом организме инь обозначает материальные составляющие тела, а ян — его функции. Деятельность организма относится к ян, а пищевые вещества — к инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян, а ян функционирует как проявление деятельности инь. В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: «инь является сторожем ян»:
Инь и ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если ян отступает» то увеличивается инь. а если отступает инь, то происходит увеличение ян.
В традиционной китайской медицине считается, что органы (ян) функционируют за счет потребления продуктов питания (инь): при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания (инь), требует расхода некоторого количества энергии (ян). В этом случае происходит усиление инь и ослабление ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление переходит известные границы, то состояние равновесия может нарушиться: возникает избыток инь или ян, что ведет к различным патологическим процессам.
Инь может превратиться в ян, а ян — в инь, и если процессы, сокращения и увеличения инь и ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения инь в ян (и наоборот) представляет собой изменение качества. В книге «Су Вэнь» говорится: «Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холода Однако инь не может претерпеть превращения без некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь, то есть условием того, что может произойти превращение, является наличие определенного количества противоположного начала. Это символизируют черная точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела.
Концепция инь-ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Главным в жизнедеятельности человеческого организма является уравновешенное соотношение инь и ян, полная их гармония
Нарушение этого равновесия ведет к патологии. В целом любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность—к инь-состояниям (например, жар — это як-состояние, а озноб—янь-состояние). Таким образом, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно распределить на две основные группы— ян-синдромы и инь-синдромы.
Исходя из принципа равновесия инь и ян, главная задача лечения в восточной медицине — восстановление нарушенного баланса инь-ян, обеспечение гармонии, что, по европейским представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма.
В «Хуанди Нэйцзин» сказано: «Соответствие принципу инъ-ян есть жизнь, противоречие — есть смерть. Следовать ему — значит обеспечивать покой; противоречить — значит возбуждать нарушение, провоцировать разделение между индивидом и внешними явлениями. Поэтому лечение нужно проводить раньше, чем проявилось заболевание, и покой нужно обеспечить раньше, чем нарушения обнаружили себя».
Читайте в рубрике «Восточная медицина»: |