Развитие трациционной китайской медицины
Китайская народная медицина прошла длительный путь развития. О высоком уровне развития китайской медицины уже 2,5—3 тысячи лет назад говорят многие древние памятники культуры. Так, в книге «Чжоу-ли», появившейся за несколько веков до нашей эры, приведены данные относительно штата медицинских работников при царском дворе в эпоху Чжоуской династии (XI—III вв. до нашей эры); в этом штате насчитывалось два врача с высшей степенью, четыре врача со средней степенью, а также два врача-диетолога, восемь терапевтов, восемь хирургов, четыре ветеринара и два аптекаря.
В то время было установлено пять категорий для характеристики качества работы врачей. К первой категории относились врачи, излечивавшие всех больных, ко второй — те, у которых число выздоровевших больных составляло 90 процентов, к третьей — лечившие с процентом выздоровления 80, к четвертой — 70 и, наконец, к пятой — врачи, у которых было не более 60 процентов выздоровевших. Проверка квалификации врачей проводилась ежегодно, после этого присуждались награды или накладывались взыскания.
Первым выдающимся китайским врачом был Бянь Цяо (V век до нашей эры), который практиковал в различных провинциях. Как повествует историк, Бянь Цяо был выдающимся терапевтом, хирургом и диетологом и с успехом лечил почти 2,5 тысячи лет назад самые различные болезни, в том числе детские и женские, глазные и ушные. Он был прекрасным диагностом и широко пользовался в своей врачебной практике такими диагностическими приемами, как тщательный осмотр и опрос больного, исследование пульса, выслушивание звуков, издаваемых больным при дыхании, и т. д.
Первым замечательным памятником, в котором изложены основы древней медицины Китая, была книга «Хуан-ди Нэй-цзин» (о природе и жизни), состоявшая из 18 томов. Эта книга, представлявшая энциклопедию медицинских знании того времени, служила важным руководством лля многих поколений китайских врачей и не потеряла своего значения поныне. Она переиздавалась несколько раз с различными дополнениями и изменениями. Дошедший до нас экземпляр этой первой рукописной книги по китайской народной медицине был переработан в VIII веке врачом Ван Бином. Он систематизировал и изложил в строгой последовательности многочисленные приемы и методы врачевания, накопленные к тому времени предшествовавшими поколениями талантливых китайских медиков. В этой книге были зафиксированы крупные открытия в области анатомии и физиологии человека, диагностики и лечения самых различных заболеваний, сделанные замечательными врачами древности.
Так, в «Хуан-ди Нэй-цзин» приведены сведения о роли желудка и кишечника в переваривании пищи, о том, что печень и селезенка—это основные вместилища крови. В этом сочинении, наконец, гениально предвосхищена роль сердца как двигателя, который заставляет кровь течь по сосудам.
Древние культурные связи между Китаем и Индией, Средней Азией и арабскими странами оказали самое благоприятное влияние на развитие медицины в этих странах. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что теоретические обоснования постановки диагноза по состоянию пульса, содержащиеся в «Медицинском каноне» величайшего ученого древности Авиценны (Ибн-Сина), во многом сходны с соответствующей аргументацией, предложенной выдающимися представителями китайской народной медицины. Согласно представлениям древних китайских врачей, все разновидности пульса можно разделить на четыре основных вида: пульс поверхностный, глубокий, медленный и частый. Эти четыре основных вида пульса включают в себя множество разновидностей, которые характеризуют те или иные клинические симптомы у больных.
В III веке нашей эры врач Ван Шу-хэ в своем труде «Мо-цзинь» («Трактат о пульсе») тщательно классифицировал изменения пульса при самых различных заболеваниях (болезни внутренних органов, детские и женские, различные типы лихорадок). Разделив все многообразие изменений пульса на 24 вида, относящиеся к определенным болезням, он подробно описал состояние пульса в период, предшествующий тому или иному заболеванию, и во время него.
В древнем каноне китайской медицины, каким является «Хуан-ди Нэй-цзин», говорится: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Следовательно, врач обязан повседневно сочетать лечебную работу (излечение больных) о профилактической (укрепление здоровья здоровых).
В этой связи в книге важное место занимают вопросы гигиены. В разделе, посвященном гигиене, приведены данные относительно режима питания (диета), лечебной гимнастики, роли дыхания, высоко оценивается представление о единстве тела и духа (психики).
Своеобразным путем шла китайская народная медицина и в области диагностики, основой которой служило философское учение о взаимодействии противоположных начал (отрицательных— «инь» и положительных — «янь»). Согласно данному учению, во всей Вселенной и в организме человека присутствуют два упомянутых начала (янь — мужское, инь — женское). Эти начала находятся между собой во взаимодействии и борьбе. От их взаимодействия зависит каждое проявление жизни; нарушение равновесия между ними приводит к заболеванию.
При постановке диагноза китайские врачи издавна пользуются шестью важнейшими способами определения болезни: расспрос, осмотр, ощупывание, слушание звуков, обоняние запахов и исследование пульса. О несомненных достоинствах такого метода установления болезней говорит тот факт, что такие заболевания, как сахарный диабет, апоплексический удар, туберкулез, столбняк, были диагностированы и подробно описаны в Китае по крайней мере на тысячу лет раньше, чем в Западной Европе.
Знаменитый клиницист Чжан Чжун-цзин, тщательно изучив самые разнообразные заболевания, сопровождающиеся лихорадочными состояниями, написал во II веке нашей эры книгу о «тифозной горячке» («Шан-хань-лунь»). В этом сочинении, состоящем из 22 глав, были изложены 357 методов лечения подобных болезней, приведены 112 важнейших рецептов л подробно описаны симптомы различных лихорадочных заболеваний. Эта книга была широко известна не только в самом Китае, но и за его пределами.
В I веке до нашей эры появились первые труды по фармакологии, в которых было описано около 400 видов лекарственных средств, главным образом растительного происхождения. Лечебное действие подобных средств было обнаружено преимущественно крестьянами, повседневно имеющими дело с растениями.
Во времена династии Хань (206 г. до нашей эры — 220 г. пашей эры) главными отраслями промышленности были соле-нарение и металлургия. Опыт солеварения показал, что соленой раствор при промывании глаз просветляет зрение, а глауберова соль (сернокислый натрий) обладает слабительным действием. Прогресс в области металлургии повлек за собой изготовление металлических медицинских инструментов (к этому времени относится, в частности, изготовление металлических игл для акупунктуры). В этот же период было обнаружено, по-видимому, в прямой связи с обработкой металлов, и укрепляющее действие железной пудры. Развитие металлургии вызвало подъем горнорудной промышленности и, в частности, рост производства ртути и серы, а контакт с последними выявил их лечебный эффект.
Выработка бумаги была начата во II веке до нашей эры, но овладение техникой производства бумаги произошло только во II веке нашей эры, поэтому большая часть книг Цин-Ханьского периода вырезана на деревянных дощечках или написана на щелке. Медицинские книги Ханьской династии, сохранившиеся до сего времени, тоже относятся к этому типу. В середине II века нашей эры китайские врачи изобрели способ приготовления лекарств химическим путем. Известный врач Гэ Хун (281—351 гг. нашей эры) разработал методы изготовления препаратов сернистой ртути, серного цвета, меди, железа и т. п. Позднее китайскими врачами были открыты многочисленные новые средства, с помощью которых успешно излечивались различные заболевания. Так, например, живший в конце VI и начале VII века врач Сунь Сы-мяо, подробно описавший такие болезни, как куриная слепота, бери-бери и рахит, предложил лечить куриную слепоту с помощью препаратов из печени животных. Сунь Сы-мяо написал исключительно интересную и важную для своего времени книгу «Тысяча золотых рецептов», состоявшую из 60 томов (общая часть, лечение отдельных болезней, в частности женских и детских, бери-бери, а также лечение острых отравлений, разработка ряда лечебных диет; в этой книге были более подробно описаны также приемы иглоукалывания и прижигания).
Выдающийся китайский фармаколог Ли Ши-чжень, живший в XVI веке, оказал огромное влияние на развитие в Китае медицины и ботаники.
Ли Ши-чжень родился в семье врача, его дед и отец также были врачами. С ранних лет у него появился большой интерес к медицине. Впоследствии он очень полюбил свою профессию, несмотря на то, что врачи в то время занимали незавидное положение в обществе. Ли Ши-чжень обнаружил, что как в древних, так и в новейших фармакологических трактатах, по которым обучались врачи, имеется много ошибок, что в них не находит отражения и не обобщается многовековой опыт, накопленный народом, не уделяется внимания многим лекарственным средствам, которые широко используются населением и дают выраженный лечебный эффект. Именно это и натолкнуло его на мысль написать книгу, в которой были бы отражены все достижения отечественной фармакологии.
Созданный им монументальный труд «Основы фармакологии» («Бэн-цао-ган-му») не утратил своей научной цепкости и для современной медицины. В «Основах фармакологии» был обобщен богатейший опыт, накопленный китайскими врачами за предшествующие века, вплоть до XVI столетия. В этом труде было описано 1892 лекарственных средства, главным образом растительного происхождения. Это выдающееся произведение одновременно явилось также серьезным вкладом в дело изучения и классификации растений, произрастающих в Китае. Труд Ли Ши-чженя сыграл неоценимую роль в развитии китайской медицины и фармакологии. Большое влияние оказал этот труд на соответствующие отрасли науки и в смежных с Китаем странах. Так, первое ксилографическое печатное издание «Основ фармакологии» (1606 г.) получило широкое распространение в Японии, а затем этот труд дважды (1783 и 1929 гг.) переводился на японский язык. Заимствования из «Основ фармакологии» Ли Ши-чженя обнаружены также в литературе европейских стран. Так, например, а 1659 году на латинском языке была издана книга «Описание лекарственной флоры Китая». Книга русского врача-китаеведа А. Татаринова «Каталог китайских медикаментов», выпущенная в 1857 году, составлена на основе труда Ли Ши-чженя, а отдельные главы представляют собой перевод соответствующих разделов книги «Бэн-цао-ган-му». Содержание отдельных разделов было переведено на немецкий и французский языки (в 1735 и 1928 гг.), а с 1928 по 1941 год вышло в свет семь томов труда Ли Ши-чженя на английском языке.
Этот монументальный труд, состоявший из 52 томов объемом в 2 миллиона иероглифов и иллюстрированный более чем тысячью рисунков, был опубликован в 1578 году.
В этом труде были описаны все лекарственные вещества, которыми пользовался китайский народ до XVI века, а также приведено свыше тысячи рецептов.
В книге Ли Ши-чженя каждому лекарственному веществу дано правильное название и подробное описание, указаны способы заготовки, отличительные свойства и фармакологические особенности того или иного средства, действие, оказываемое им на организм, наконец, приведена рецептура.
В настоящее время китайские медики и фармакологи настойчиво и углубленно изучают богатое научное наследие, оставленное Ли Ши-чженем. Китайский народ высоко чтит память этого выдающегося ученого, внесшего столь значительный вклад в сокровищницу народной медицины.
Читайте в рубрике «Восточная медицина»: |