Лекарственные травы Китая
Лекарственные травы — одно из основных терапевтических средств в китайской медицине. Считается, что китайская фитотерапия развилась на основе даосской алхимии, поисках «эликсира жизни». В древней литературе встречаются упоминания о том, что императоры поручали споим врачам разыскивать травы, укрепляющие здоровье и продлевающие жизнь.
Фитотерапии посвящено великое множество трактатов (возраст некоторых из них - более двух тысяч лет), содержащих описания многих тысяч растительных ингредиентов для лекарственных снадобий. В трактате «Шан хань лунъ», составленном во II-Ш веках и. э., приводятся 113 рецептов фармацевтических препаратом и рассматривается применение лекарственных средств и терапии лихорадочных заболеваний. Многие препараты, описанные в «Шан хань лунь», используются и по сей день. В «Шэнъ нун бэнь цао цзин» составленном великим фармакологам Дао Хуп-цзином (456-536 гг. н. э.), описано 730 трав с указаниями на их действие. Эта классификация применяется и в наши дни.
В состав традиционных китайских фармацевтических средств входят ингредиенты растительного, минерального и животного происхождения: -фавн, овощи, орехи, ягоды и фрукты; драгоценные камни (например, нефрит); почва различных типов; части насекомых, рыб, птиц и диких животных (последние в наши дни используются редко, чему причиной развернувшаяся во всем мире борьба за сохранение вымирающих видов). Применяются различные части растений (корни, стебли, ветви и кора, листья и плоды) и тел животных (сушеная кость, желчь, плацента). Вегетарианцы могут использовать растительные препараты вместо животных, но ингредиенты животного происхождения традиционно считаются более действенными.
Растения классифицируются по присущей им «природе», по вкусу, применению и силе действия. Традиционно травы собирали в то время года, которое соответствует пораженному органу или заболеванию, которое предстоит лечить. Иногда я расчет принимали даже астрологические факторы, но в наше время массового коммерческого производства подобные условия соблюдаются редко.
«Природа», или «темперамент», растения определяется в соответствии с четырьмя типами ци (си ци). Она может быть горячей (жэ), теплой (вэнъ), прохладной (ляп) или холодной (хань). Травы, не попадающие ни в одну из этих категорий, считаются нейтральными (бин сил). Для противодействия тем или иным патогенным факторам используются травы противоположной природы: горячие и теплые растения применяются для лечения болезней, связанных с холодом, а холодные и прохладные — для лечения болезней, связанных с жаром.
Кроме того, растения подразделяются по пяти вкусам (см. стр. 94-95 и 110-113). Кислые (сюань) растения оказывают сосредоточивающее действие, горькие (гу) -укрепляющее, сладкие (гань) — задерживающее, жгучие (синь) - рассеивающее, а соленые (сянь) - смягчающее. Эти вкусы и производимые ими эффекты связаны между собой по системе пяти стихий (см. ар. 94-95). Растения, не входящие ни в одну из перечисленных категорий, считаются безвкусными (дань), или терпкими (сэ).
Различные растения соединяются в лекарственные составы с учетом их действия и совместимости. В каждом отдельном случае врач указывает необходимые пропорции компонентов и метод применения лекарства, а также принимаем в расчет возможные противопоказания. Растительное сырье обычно продается в сушеном виде. Из него готовят отвары для приема внутрь или мази для наружного применения. Подобные самодельные препараты иногда имеют неприятный запах и «кус, поэтому в наши дни широко распространилось производство тованных средств», продающихся без рецепта. Эти пилюли, капсулы, порошки и пластыри применяются и как общие тонизирующие средства, и в лечении различных расстройств пищеварения, дыхания и женских половых органов.
Древние алхимики верили, что особые растительные препараты способны замедлять процесс старения и обеспечивать долголетие. Считалось, что целебные эликсиры, сочетающие в себе субстанции неба и земли (благородные и низменные вещества, соединенные в точных пропорциях), питают кровь и ци и стимулируют работу внутренних органов. Растительные составы, продлевающие жизнь, пользуются огромной популярностью и по сей день, особенно среди людей старше шестидесяти. Утверждают, будто многим из тех, кто принимает подобные средства, удается сохранить бодрость и здоровье до восьмидесяти, девяноста и даже до ста лет.
В эликсиры долголетия нередко включаются компоненты животного происхождения, например рога оленя, ящерица-геккон, желатин из ослиной кожи, почки, пенис и тестикулы различных животных и даже человеческая плацента. Во многих странах набирает силу движение против использования подобных компонентов, поэтому в наши дни они применяются довольно редко — особенно те, которые получают от представителей исчезающих видов (рог носорога, части тела тигра, морские коньки и т. п.).
Обычно ингредиенты подбираются таким образом, чтобы состав усиливал ци, стимулировал кроветворную функцию и работу печени, почек и селезенки.
Их принимают ежедневно или на сезонной основе, в форме вин или жидких тоников либо пилюль. Считается, что подобные средства повышают уровень энергии, предотвращают заболевания, улучшают пищеварение и жизненные функции организма, а также укрепляют костную систему.
В трактатах о долголетии рекомендуется совмещать прием этих препаратов с умеренным образом жизни. Следует избегать чрезмерных нагрузок и переутомления, но также и безделья, праздности и излишнего комфорта. Тело и ум должны оставаться бодрыми и деятельными, для чего необходимы правильное питание, регулярные физические упражнения, самомассаж, медитация н занятия искусствами, такими, как каллиграфия.
Для повышения мужской половой силы и плодовитости у женщин применяются особые правы, но важную роль играет также правильное сексуальное поведение. Сексуальные излишества истощают телесную субстанцию ци, что ведет к вялости и слабости, а в конечном счете — к хроническим заболевания, в том числе к импотенции и бесплодию. Напротив, умеренность в сексе и экономия половых жидкостей, как считается, продлевают жизнь.
Конечная цель практик продления жизни - так называемого ян шэн состоит в том, чтобы достичь «бессмертия» посредством духовного преображения. Кроме специальных снадобий, в даосской традиции для этого применяются различные духовные упражнения, усиливающие жизненную энергию (ци), субстанцию (цзин) и дух (шэнь) и преображающие физическую энергию в более тонкую, которая затем может использоваться в духовных целях.
Читайте в рубрике «Восточная медицина»: |