Откуда к нам пришел чай?
Кажется удивительным, когда вы задумываетесь, что мы до сих пор пьем напитки, которые нравились человеку тысячи лет назад! Чай относится как раз к таким напиткам.
Китайцы ценили мягкий стимулирующий эффект чая в течение 4000 лет! А западному миру пришлось ждать достаточно долго, пока они смогли узнать и полюбить этот напиток — это потому, что чай был завезен в Европу около 300 лет назад. В начале XVII века в Европе и в Северной Америке стали пить чай. В результате торговля чаем в Китае процветала. Для перевозки лучших сортов чая в Северную Америку и в Европу был даже скоростные корабли, которые назывались «чайные клиперы».
Англичане обнаружили в индийском городе Ассаме дикорастущие кустарники чая. Биологи считают, что китайцы привезли семена из Индии и посадили их в Китае, так как там не было найдено дикорастущего чая. Британцы обнаружили, что индийские растения дают такой же хороший чай, как и китайские. Постепенно большие плантации чая были основаны сначала в Индии, а затем на Цейлоне. На Цейлоне производство чая стало главной отраслью промышленности.
Европейцы узнали о чае в середине XVI века, в то время чай считался изысканным волшебным деликатесом. Во время приема китайских послов монахи первыми попробовали чай. Прошло почти два века, прежде чем чай стал популярным повседневным напитком. Широкому распространению чая способствовала деятельность Томаса Твайнинга, английского предпринимателя и путешественника.
Твайнинг родился в семье ткача. Как и многие его сверстники, он решил попытать счастья в Индии. Однако ему не удалось начать собственное дело, тогда все накопленные сбережения Твайнинг вложил в недвижимость, приобрел небольшой участок земли на юго-востоке Кашмира.
Из этих мест Твайнинг и вывез первую партию черного чая. Он стал первым английским торговцем, наладившим фасовку чая в небольшие коробки. Благодаря небольшой цене новинка пользовалась спросом, ив 1817 году Твайнинг открывает первый в стране торговый дом «Золотой лев», начав специализироваться на распространении чая.
В отличие от других предпринимателей, Твайнинг не только доставлял чай в Англию, но и выращивал его на собственных плантациях. Поскольку торговля шла напрямую, Твайнинг продавал чай по более низким ценам, чем конкуренты. Поэтому даже в неурожайные годы компания сохраняла стабильный уровень прибыли.
Вторым нововведением, придуманным Твайнингом, стала продажа ароматизированных чаев. Ему помог счастливый случай. В 1830 году один из клиентов фирмы, бывший посол Англии в Китае граф А.Грей, передал Твайнингу право изготовления чая, ароматизированного бергамотным маслом. Образец и рецепт дивного чая Грею передал один из приближенных китайского императора. Грей спас его от увечья во время охоты, и вельможа выразил таким образом свою благодарность. Твайнинг начал производить подобный чай, вскоре он понял, что ароматизация служит дополнительным средством, позволяющим повысить качество чая. Даже посредственные сорта чая хорошо продавались после ароматизации.
В XVIII — первой половине XIX века путь из Индии в Англию занимал несколько месяцев, за это время чай утрачивал свой первоначальный аромат. Во время распаковки тюков приходилось снижать сортность продукта.
Чтобы компенсировать потерю аромата, Твайнинг начал обрабатывать получаемый из Индии чай экстрактами различных трав и цветов. Они придавали чайному листу неповторимый аромат и повышали крепость настоя.
Именно ароматизированные чаи привлекли внимание королевы Виктории, которая в 1863 году пожаловала сыну Твайнипга Эдварду звание поставщика ее королевского величества.
В 1999 году фирма Твайнинг производила 150 разновидностей ароматизированного чая и считается ведущей по выпуску подобной продукции в мире.
Фирма не только сохранила свое первоначальное название, но и первый магазин, в котором сегодня расположился музей.
Читайте в рубрике «Правильное питание»: |